Остаточное давление в баллоне. Что это и зачем его нужно оставлять?

Остаточное давление в баллоне. Что это и зачем его нужно оставлять?

Остаточное давление в баллоне - важный показатель при работе с техническими газамиПрактически ни одна сфера промышленности не обходится без использования технических газов: с помощью аргона, углекислоты и газовых смесей выполняют работы по сварке и резке металла. Азот используют в нефтегазовой и пищевой сфере, а кислород необходим металлургам и энергетикам. Так как объем необходимых для производственных целей газов должен быть значительным, то в баллоны их закачивают под высоким давлением. Как правило, это 150-200 атмосфер.

Газовые баллоны под таким давлением – опасный груз (второй класс опасности и выше), поэтому все правила работы с ними регламентированы несколькими документами, в числе которых «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности», а именно раздел «Дополнительные требования промышленной безопасности к освидетельствованию и эксплуатации баллонов». Поскольку в этой статье мы говорим об остаточном давлении, то в первую очередь нас интересует пункт 516 данного раздела. Но для начала определим, что такое остаточное давление.

Остаточное давление в баллоне – это неиспользуемый остаток газа, который необходим для того, чтобы в баллон не попало никаких примесей из атмосферы. Тем самым обеспечивается чистота газа на выходе.

Согласно п.516 «При эксплуатации баллонов не допускается расходовать находящийся в них газ полностью. Для конкретного типа газа, с учетом его свойств, остаточное давление в баллоне устанавливается в руководстве (инструкции) по эксплуатации и должно быть не менее 0,05 МПа, если иное не предусмотрено техническими условиями на газ».

Наличие остаточного давления позволяет:

  1. С помощью лабораторных исследований определить, какого вида и какой чистоты был до этого газ в баллоне. По результатам полученных проб баллон и дальше заправляется таким же видом газа. Либо тара отправляется на техническое обслуживание (просушка, вакуумирование, обработка), после чего возможна заправка газом.
  2. Не допускать попадания внутрь баллона неблагоприятных примесей: масла, воды, воздуха, пыли и т.д. То есть обеспечить наличие гарантированно чистого газа в баллоне (что, например, является ключевым моментом при сварке аргоном).
  3. Проверить герметичность баллона. Если в газовой таре не остаётся давление, это может говорить о проблемах с запорной арматурой. Соответственно, в этом случае потребуется анализ и ремонт газового баллона.
  4. Не допустить возникновения пожаро- и взрывоопасных ситуаций. Если не контролировать остаточное давление и дать ему опуститься ниже требуемого, произойдет «подсос» окружающего воздуха с влагой или газа из соседнего баллона одной магистрали. Например, при сварке ацетиленом и кислородом в правильной пропорции обеспечивается равномерное горение (при смешивании). Но при попадании одного газа в другой происходит неконтролируемое смешивание, из-за которого может произойти взрыв.

 Как проверить остаточное давление в баллоне?

 Наличие остаточного давления в газовом баллоне проверяется.

  • Для работы с неагрессивным газом необходимы манометры с внутренними деталями из цветного металла или нержавеющей стали.
  • В баллонах с кислородом, ацетиленом и другими взрывоопасными газами и смесями используют специально разработанные манометры. Они отличаются тем, что в процессе производства проходят специальную технологическую процедуру очистки сухим воздухом. С их внутренних частей, которые вступают в непосредственный контакт с кислородом, удаляют все масло и смазку, оставшиеся после механической обработки. Что позволяет избежать возникновение пожароопасных ситуаций.

Всегда сохранять нужный остаток давления позволяют и вентили с обратным клапаном. Такие, как правило, используются по умолчанию на баллонах зарубежного производства, либо можно приобрести такие вентили отдельно на баллоны российских производителей.

Как мы видим, остаточное давление – важный показатель в работе с газовыми баллонами. Помните, что поставщики не заправят вам баллон, если в нем не будет остаточного давления. В этом случае тару отдадут на ремонт, после чего заново наполнят газом или смесью. Делается это для того, чтобы быть уверенными в чистоте продукта на выходе из баллона.